Что такое CRAFT?

CRAFT (Creative Algorithms, Frames & Tools) — это креативная методология, которая помогает создавать идеи, воспринимаемые людьми, превращать абстрактные смыслы в рабочие продукты, сформулировать то, что все поймут и примут одинаково. Автор методологии — Василий Лебедев, основатель и генеральный директор ИКРЫ.


Обычно взаимодействия между людьми происходят стереотипно, согласно общепринятым социальным ролям. Например, в классическом театре есть зрители, а есть актеры, и между ними — устоявшиеся формы взаимодействия. Зритель может аплодировать, но не может выбежать на сцену.

CRAFT предлагает разобрать эти взаимодействия на элементы и пересобрать в новом контексте. Если мы разрешим зрителю выходить на сцену, то, может, стоит вообще убрать деление на сцену и зрительный зал? Так получается новый театр, с новыми возможностями отношений.

В сфере бизнеса такой подход предполагает формулировку большой идеи, основанной на различных формах взаимодействия, которая выражала бы главное отношение клиента к продукту или компании. Например, большой идеей для курортного отеля может быть центр развития детей, а может быть — место романтических впечатлений.

Этапы решения задачи по CRAFT

Поставить задачу (найти символ)

На этом этапе нужно обработать информацию и сформулировать опорные точки, которые впоследствии помогут прийти к идее. Человек воспринимает всё через символы и абстрактные формы. Допустим, есть торговый центр, который должен стать более гостеприимным. Значит, нужный символ — гостеприимство.

Найти абстрактные идеи

Итогом этого этапа должен стать набор разнообразных гипотез. Важно понимать, что это абстрактные гипотезы идей, эффективность, предметную стоимость и функциональность которых еще невозможно измерить. Важно записать всё, что ассоциируется с гостеприимством: тепло, радость общения и т. д.

Сформулировать большую идею

Большая идея — это форма полезных отношений, вызывающих эмоциональный отклик. Она должна отвечать трем критериям:

  • это идея, обладающая формой отношений, которую можно воплотить в предметах (форма)
  • это идея, способная вызывать эмоциональный отклик со стороны пользователя (драма)
  • это идея, в которой человек увидел для себя разумную мотивацию своего участия (польза)

Большая идея нужна, чтобы превращать абстрактные смыслы в рабочие предложения. В случае с торговым центром большая идея может звучать как «Дом лучшего друга».

Найти предметные идеи

Представление конкретного воплощения большой идеи в виде сервисов, сооружений, игр, сайтов, изображений и т. д. Результатом этого этапа является набор из подробно описанных предметных идей, которые впоследствии можно передавать в производство разноплановым специалистам.

Разработать креативную концепцию

Составление креативной концепции — документа, в котором изложен подход к идее коммуникации (стратегическая подводка, разноплановый анализ, точка зрения создателей, обоснование), сформулирована идея, а также ее предметные исполнения с
различными производственными параметрами и бюджетами.

Методология CRAFT учит переосмыслять формы социального взаимодействия, создавая при этом новые концепции, которые отвечают на глубинные инсайты людей.

Узнать больше