«Инновации — средство борьбы со страхом»: как после 20 лет в HR стать менеджером по инновациям

Как не увлечься креативным процессом, а создать и внедрить инновации, которые будут нужны компании? В каком направлении вести разработку, чтобы новшества не были оторваны от рынка и отвечали ценностям и стратегии корпорации? 

О том, как Основной курс ИКРЫ помог найти ответы на эти вопросы, рассказал выпускник, менеджер по совершенствованию бизнес-процессов и внедрению инноваций в JTI Сергей Талалаев. А ещё мы порассуждали о том, что такое инновации, как их применять и для чего они нужны.


Чем ты сейчас занимаешься в своей профессиональной деятельности?

Я создаю экосистему по внедрению инноваций внутри корпорации. Мы ищем способы, которые помогут непрерывно улучшать бизнес-процессы. Для этого изучаем разные бизнес-практики. В основе экосистемы лежит такая действенная модель, как ящик рациональных предложений: любой сотрудник может принести свою идею на рассмотрение. Но это лишь один элемент системы по развитию инноваций. Мы создаём целую платформу, в которой задействовано множество людей и процессов по ускорению компании.

Мы понимаем, что инновации не возникают на пустом месте. Сама корпоративная культура должна этому способствовать. Поэтому сейчас всё моё внимание сосредоточено на создании системы, которая генерирует решения, делает сотрудников ещё профессиональнее и обеспечивает прорыв компании в великое светлое будущее.   

Помимо основной работы я занимаюсь интеллектуальным волонтёрством: веду мастер-классы в проекте Андрея Алясова Changellenge.

И третья история — я вырос из HR, у меня 20 лет бэкграунда в этой сфере. Поэтому я не хочу забывать об этом опыте и веду разные тренинги и развивающие мероприятия на эту тему.

Раз мы затронули твой опыт в HR, расскажи, что тебя привело к работе с инновациями?

Если коротко, то любопытство. Теперь человек за жизнь меняет 5–7 карьер. Это моя четвёртая карьера. Я начинал как рекрутер, потом ушёл в тренерство, пробовал себя в роли проджект-менеджера, потом стал руководить людьми. Новая деятельность на стыке разных сфер: управления проектами, маркетинга, продаж, бизнеса и умения развивать людей. Этот синтез меня и привлёк. 

Какие зоны роста ты сейчас видишь для себя? Они побудили тебя пойти на Основной курс?

У меня было 3 причины пойти на Основной:

  1. Практическое приложение. Книги не дают оценить опыт. Кто-то что-то создал, и ты видишь только картинку. У всех всё получилось. Но какие были подводные камни? Как оно работает изнутри? Надо идти и спрашивать у людей. Для меня было важно понять, как знания можно переложить на реальную модель. 
  2. Фреймворки. Мне было интересно посмотреть, как вы «тащите» людей через инновационный цикл. Корпорации заинтересованы во внешней экспертизе. И при создании нового часто идут на коллаборации.
  3. Другие люди. Мой круг общения сильно отличается. Здесь я погрузился в волшебный мир креаторов, продюсеров. Люди внутри корпорации в большей степени заточены на применение стандартных подходов. Такой формат работы тоже приносит результаты. На Основном, работая в группе, я увидел такое столкновение индивидуального порыва и стандартных фреймворков. Это даёт другой взгляд на то, как люди мыслят и работают.

Какие 3 самых классных знания ты получил в ИКРЕ?

Слово «озарение» больше подходит. Мне запомнилась фраза, что стратегия — выбор того, что ты делать точно не будешь. Эта мысль многое меняет.

Второй инсайт заключается в том, что ни одна инновация невозможна без рынка. Внутри корпорации не всегда очевидны изменения, которые происходят во внешней среде. Но ты не можешь как мудрец в башне инновировать в пустоту, ты должен создавать инновации для рынка.

Когда ты создаёшь инновации, ты мыслишь другими категориями. Легко потерять связь с реальностью, но очень важно её вернуть и заземлить идеи. Для этого нужны хорошо выстроенные процессы. Иначе креатив ради креатива не очень будет понятен руководителям, инвесторам и другим стейкхолдерам. Эти мысли я вынес из обучения.

Что из того, что ты узнал, у тебя получается применять в работе?

Главное — стратегия. Мы сейчас отбираем идеи для концепт-плана по развитию нашей экосистемы. Вариантов миллион. Даже если организовать поиск идей по трендвотчингу, — как понять, какие из трендов применимы и полезны для нашей компании? Ответ на этот вопрос лежит в плоскости, куда вообще организация движется. Ведь может случиться так, что организация движется в одном направлении, а тренды мы смотрим в другом. 

Другой вопрос: кто будет реализовывать эти тренды в компании, как выбрать этого человека? Ты можешь прийти к какому-то формальному начальнику и попросить стать спонсором. Человек даже согласится, но ничего не произойдёт. Инициатива не будет реализована, просто потому что он не понимает, зачем это нужно организации. Для успеха важно, чтобы все участники процесса понимали ценность и пользу конечного результата. Это, опять же, про стратегию.

Именно она помогает нарисовать дорожную карту, и все участники будут понимать основное направление движения компании. С продуманной стратегией большинство инициатив будут релевантны.

Мы много и часто работаем с инновациями, и нам очень интересно, как во внешнем поле воспринимается слово «инновации»? 

Для себя лично я определил это понятие так:

Инновации — это для меня, как для человека, средство борьбы со страхом

Страха реально в жизни много, а создание инноваций помогает справляться с этой напряжённостью. Попробуй сделать что-то по-другому. Возможно, у тебя получится нечто интересное, и тебе от этого станет хорошо. 

Стоит почаще задавать себе вопрос: «А что, если?». Он очень меняет мироощущение. Потому что если приучишь себя мыслить возможностями, то скучно не будет никогда. И ты сможешь предпринимать в жизни самые разные вещи. 

А если брать инновации в профессиональном смысле, то это инструмент для выживания, такая палка-копалка, которой ты можешь себя из каменного века выкопать. 

Но часто компании от инноваций ждут мгновенной отдачи. Поэтому важно обсудить и зафиксировать со стейкхолдерами норму успеха. То есть что считать оптимальным результатом при реализации инициативы.

И главное, нужно не только обдумывать и строить стратегии, но ещё брать и делать. Тогда эта «палка-копалка» добудет не только деньги для компании, но и прорубит ход в будущее.

Если рассматривать инновацию в контексте «идти туда, где страшно», даёт ли ИКРА знания, которые помогают это делать? Которые поддерживают в этом?

Я думаю — да. Если представить среду, в которой существуют и создаются инновации, в виде слоёного пирога, то Основной курс — это начинка, такое варенье. Но важно не только самое вкусное съесть, а ещё обратить внимание и на другие слои.

Поэтому для меня самая ценная история на курсе была от Алексея Турунцева и Романа Кананыхина. Они как раз и рассказывали, как инновации «поженить» с окружающей действительностью. Благодаря их лекциям я теперь понимаю, в каком направлении двигаться.

А расскажи о целях на ближайшее будущее?

Сейчас мне хочется развивать нашу платформу и внедрять всё новые и новые практики, которые ускорят развитие компании. Думаю, на Основном я получу необходимый опыт и посмотрю на привычные вещи под новым углом.

Это если говорить о каких-то профессиональных вещах. А глобально моё внимание направлено на семью — хочется помогать и поддерживать своих близких, потому что много всего происходит вокруг. И ещё мотоцикл хочу купить новый.