Вдохновляем путешествовать по России: стратсессия для Мостуризма

Клиент — Комитет по туризму города Москвы


Мизансцена

В начале 2020 года россиянам пришлось отменить зарубежные поездки на много месяцев вперёд. Но это не значит, что люди были готовы полностью отказаться от отдыха. Комитет по Туризму города Москвы решил вдохновить региональных представителей индустрии на развитие туристического потенциала Москвы и регионов России.


Программа 

Стратегическая онлайн-сессия, национальный воркшоп для представителей туристической индустрии в России.


Задача 

Предложить отрасли инструменты, которые помогут качественно выстроить удаленную работу над новыми продуктами. Внедрить в эту работу креативные методики для бизнеса — и взглянуть на собственные ресурсы с неожиданного ракурса. 


Наше предложение по решению

ИКРА разработала сценарий стратегической онлайн-сессии для регионов РФ, в ходе которой участники индустрии вместе попробовали понять своего туриста и собрать продуктовый портфель непосредственно для него. Поскольку инициатором программы стал Комитет по туризму города Москвы, участники сессии придумывали новые продукты, опираясь на потребности московского туриста.


Что делали? 

В сессии одновременно в ней приняли участие 300 представителей туристического бизнеса из 85 субъектов РФ. Их объединили в команды, а в качестве альтернативы конференц-залу использовали сервис для совместной онлайн-работы Miro. С его помощью участники сессии создавали виртуальные доски, на которых записывали идеи в режиме реального времени. 

Командам предстояло:

  • Сформировать портрет московского туриста, понять его мотивы и потребности;
  •  Описать уникальные ресурсы собственного региона;
  • Придумать и описать продукт на стыке потребностей аудитории и ресурсов региона.

Этап 1. Что нужно московскому туристу? 

Поняв потребность аудитории, можно удовлетворить ее с помощью продукта или услуги. Какие мотивы могут быть у московского туриста, когда он собирается в путешествие: хочет сменить обстановку, увидеть новое, испытать незабываемые ощущения? Именно с этих вопросов начался коллективный мозговой штурм. 

Василий Лебедев (основатель школы «ИКРА» и ведущий сессии) предложил участникам поочерёдно предлагать идеи мотивов с помощью карты Censydiam. Это инструмент для понимания мотивации потребителей, поиска свободной коммуникационной ниши и принятия стратегических решений о позиционировании продукта или услуги. Он помогает найти ответ на вопрос «почему они покупают?», предполагая, что поведение человека определяется его подсознательными эмоциональными потребностями.

Вот на чем строится инструмент Censydiam, который помогает найти потребности и мотивации потребителей и определить, как лучше позиционировать продукт.

После краткого брифинга, команды регионов разошлись по отдельным комнатам — тем же виртуальным доскам, на которых можно фиксировать мысли в виде стикеров. В течение 20 минут участники должны были придумать как можно больше конкретных мотивов, из-за которых московский турист захотел бы отправиться в регион. Всего было сгенерировано более 500 гипотез.

Пока участники искали инсайты и заклеивали доски стикерами, эксперты из Комитета по туризму Москвы наблюдали за происходящим и отбирали лучшие идеи. Они отметили 40 наиболее точных мотивов и предложили сосредоточиться на них в следующих этапах.

Так выглядела полная карта идей, получившаяся у участников за 20 минут.
40 самых точных мотивов, отмеченных экспертами из Комитета по туризму города Москвы.

Этап 2. А что уникального есть в моём регионе?

Чтобы регионы смогли ответить на потребность туриста, мы предложили им вспомнить и собрать вместе уникальные ресурсы, которыми они уже обладают. Для этого ИКРА разработала карточку для каждого региона, в которую участники постепенно вносили информацию о природных особенностях, достопримечательностях и других отличительных местах. Получились длинные списки ресурсов — реки, озера, леса, храмы, музеи, заводы, народности, культурные и гастрономические особенности и многое другое. В карточки участников попадали и местные легенды, и дома писателей, и уникальные кафе. 

В поле слева команды вносили мотивации, в поле справа — ресурсы. Каждый регион выбирал для себя самые близкие мотивации из тех 40, которые отметили эксперты из Комитета по туризму города Москвы.

Этап 3. Как придумать продукт на стыке потребности и ресурсов?

После того, как участники заполнили левый (мотивы) и правый (ресурсы) столбики, кураторы попросили всех подумать о том, что может получиться посередине (то есть, продукт). Понимая потребность и зная ресурс, можно получить долгожданный ответ на вопрос «Какой продукт предложить туристу?». Чтобы помочь участникам придумать больше идей, фасилитаторы брали выбранные регионом мотивы и накладывали их на ресурсы. Полученный результат записывали в поле посередине. 

Новые продукты разделили по 3 типам: 

  • то, что можно реализовать здесь и сейчас;
  • то, что требует инвестиций; 
  • загадочная рубрика «космос» — то, что здорово было бы сделать, но идея кажется совершенно нереализуемой.
Карточки регионов с заполненными мотивами, ресурсами и созданными от их сочетания продуктами.

Что получили? 

После того, как регионы соотнесли мотивы с ресурсами и получили новые продукты, эксперты из Комитета по туризму города Москвы дали развивающую обратную связь и выбрали в каждом субъекте продукт-фаворит для московского туриста. 

За 2,5 часа участники научились придумывать идеи туристических продуктов, закрывая эмоциональные потребности клиентов и отвечания на их инсайты. А также создали более 200 решений для своих регионов. Следующий шаг за ними — доработать и воплотить лучшие идеи в жизнь.

А теперь — финализируем

Состав команды от ИКРЫ

  • Ведущий куратор: Василий Лебедев, основатель Школы инноваций ИКРА — вёл регионы России все вместе
  • Фасилитаторы: 28 человек — по одному на 3 субъекта-команды. На протяжении всей сессии фиксировали все идеи в Miro, помогали команде лучше понять задание и не расфокусироваться во время совместных обсуждений. 
  • Менеджеры поддержки: 3 человека — отвечали за подключение всех к Zoom, следили за вопросами в группах и контролировали получение ответов на них.

Почему это полезная программа для будущего?

Любые ограничения условны. Мы уверены, что кризис — время пробовать новые инструменты, искать скрытые ресурсы и налаживать коммуникацию. Именно это случилось на стратегической сессии с представителями туристического бизнеса в России. Вынужденная необходимость перенести мероприятие в онлайн уже никого не смущает, такова новая норма. Более того, диджитал-инструменты вроде виртуальных досок Miro только увеличивают возможности, доступные участникам встреч.

В новом для индустрии формате начался диалог более двух сотен профессионалов со всей страны, которые сталкиваются с одними препятствиями — и вместе находят новые решения. И это прекрасно! 

Отзывы о программе

Хотите так же?