За креативными методологиями я хотела идти на курсы университетов Лиги плюща. Но поняла, что моё сердце захватила ИКРА

Далеко не все из студентов Основного курса ИКРЫ до обучения были знакомы с креативными методологиями в профессиональной деятельности. Но есть и те, кто не один год работает в сфере креатива. Татьяна Наумова как раз из таких: за более чем 15 лет создала огромное количество рабочих идей в мире телевидения (Россия 24, НТВ), взяла интервью у 11 нобелевских лауреатов, запустила несколько авторских программ и многое другое. Для этого Татьяна не прекращает изучать инструменты создания инновационных решений. Какой путь она прошла и что ей даёт Основной курс — читайте в этом материале.


Я руковожу проектами на НТВ в холдинге Газпром-Медиа. В целом вся моя жизнь так или иначе крутится вокруг ТВ. И сейчас она стала двигаться в каком-то особом темпе. Я работаю над новым проектом в сфере креативных пространств, учусь в ИКРЕ на Основном курсе и недавно поступила в Щукинское театральное училище. Кто-то скажет: «Вау, вот это она даёт!». А я скажу: «Это вы меня ещё на России 24 не видели!». Но обо всём по порядку.

Если меня спросят, чем я занимаюсь на НТВ, я отвечу — придумыванием. Проект может быть абсолютно любой, а я в его рамках должна сделать что-то креативное. Это точно всегда входило, входит и, я надеюсь, будет входить в круг моих компетенций и обязанностей

На свою первую стажировку я попала, подделав документы. Моё враньё быстро раскрыли (я провалила тест по налогам — их изучали на следующем курсе) и не предложили позицию, на которую я метила. Зато предложили другую

Путь к моей сегодняшней жизни не был тернистым, но пару, а может даже тройку приключенческих романов о нём написать точно можно. В 17 лет я поступила сразу в два университета: в Лондонскую школу экономики и в Высшую школу экономики. Потом пошла в магистратуру на фондовые рынки и инвестиции и параллельно начала работать. 

После стажировки в аудиторско-консалтинговой компании Ernst & Young была череда собеседований в СМИ — я чувствовала, что необходимо развернуть свой карьерный путь в сторону медиа. Через буквально полгода я прошла кастинг на канале О2ТВ, в программу, посвящённую фондовым рынкам. Шоу не запустилось — не хватило финансирования, но на канале меня оставили уже на позиции ведущей новостей. Это был важный опыт, но я хотела двигаться дальше.

Уже не помню, как, но я пришла на канал МИР. Потом был Эксперт-ТВ. Экономический кризис 2008 года я встречала там, буквально в прямом эфире

В какой-то момент на Эксперт-ТВ у меня появилась своя авторская программа, и я стала набирать стажёров. И один, вернее одна (Юля, если читаешь это — привет тебе, я всё помню) из них помогла мне в очередной раз круто изменить жизнь, посоветовав меня на Россию 24. Как сейчас помню: в пятницу мы ещё общались с Татьяной Игоревной Гуровой (главный редактор журнала Эксперт) о новом формате программы на Эксперт-ТВ, а в субботу я уже общалась о своём выходе на работу на Р24 с понедельника. 

Татьяна Наумова и Сергей Собянин. Деловое утро на НТВ

Поначалу на России 24 я была разнорабочим. Иногда проводя на работе по 14 часов в сутки, я выросла из простого редактора в руководителя редакции

Люди, которые проходили через мои руки на России 24, — бизнесмены, чиновники и министры — это даже не верхушка айсберга. Я посчитала: мне удалось пообщаться с 11 нобелевскими лауреатами. Это звучит даже не как мечта, а как безумие. И это безумие было моей жизнью.

У меня были месяцы, когда я была дома в лучшем случае одну неделю. Благодаря командировкам я посетила страны, которые, конечно, увидела бы и после, но не в том объёме и не в том качестве

После России 24 я перешла на НТВ, главным редактором «Делового утра». У каналов принципиально разный охват, принципиально разный подход к рейтингам и их значимости. Принципиально разными были и размеры команд. На Р24 во всём экономическом отделе нас было человек 40.

На НТВ на одной программе у меня было человек 100. И снова спецпроекты, рубрики, одно переформатирование, другое. Но борьбу за рейтинги мы всё же проиграли. Хотя могу честно сказать, что мы с командой делали буквально всё возможное и невозможное, и этот период своей жизни я вспоминаю с невероятным теплом.

Интервью с Кристофером Писсаридес, лауреатом Нобелевской премии по экономике

В какой-то момент нас всех сильно подкосила пандемия, но мы всё равно бесконечно придумывали какие-то концепции, проекты, программы. Именно в этот момент я и поняла, что мыслю в очень узких рамках того небогатого инструментария, который у меня был. Разумеется, я, не первый год работая в индустрии, уже давно не была белым листом, но и назвать себя специалистом по методологиям никогда не могла.

Что-то из моего инструментария походило на дизайн-мышление, что-то — на ТРИЗ или латералку. Но я точно не осознавала, как можно применять весь этот массив знаний в работе. Что такое — знаю, зачем нужно — не знаю. Вернее, даже знаю, зачем, но всё как-то разрозненно. Не чётко. Не полно.

Я очень чётко понимала, что мне нужны базовые знания по методологиям и, в хорошем смысле, базовый жаргон инноватора и креативщика

В сентябре я пришла на Основной курс, а параллельно поступила в Щукинское театральное училище на мастерство актёра. Это была голубая мечта моего детства, и именно в этом году я больше не могла её игнорировать. Пока я и сама не знаю, как все эти знания реализуются в моей жизни, но внутри существует глубочайшее убеждение, что это то, что нужно. И всё идёт так, как надо. Я давно не жила в таком кайфе и удовольствии.

Помню удивительный момент, когда я поняла, что наконец попала в свою среду. Это было сразу после защиты командного брифа на Основном курсе ИКРЫ. Хоть мы не взяли гран-при и у нас второе место, — для нас это была победа. А ещё в полном воодушевлении написала яркий пост в Фейсбуке, и мои умные и образованные подписчики не поняли ни слова. Вот тогда я и поняла: «Оп, я точно там, где нужно».

Я люблю системы. ИКРА выстроила в моём сознании чёткую иерархию креативных методологий. Теперь я знаю, куда мне хочется целиться и как я могу это сделать

Что такое Основной курс ИКРЫ для меня? Отвечу просто: кураторы, команда и подход. 

Я тотально, как сейчас модно говорить, вкрашилась в преподавателей, потому что иначе просто невозможно: это невероятно заряженные люди, которые даже меня, стреляного воробья, смогли удивить. Лекции курса — это бесконечное жонглирование цитатами Гегеля, Голдратта, Маска, Лема. Кураторы обладают таким широчайшим кругозором, что я могла бы целый месяц, а то и несколько без остановки слушать их.

Второе — такой мэтч, который случился у меня с командой, встречается нечасто. Буквально сейчас на моём столе стоит букет цветов, которые подарили мальчики из команды всем девочкам после защиты командного брифа. Помню, как мы готовили презентацию к защите до пяти утра на кухне у товарища по команде, а его девушка кормила нас борщом. И это был самый вкусный борщ в моей жизни. С чесноком, салом и бородинским хлебом. Мы никогда не распределяли роли формально, но у нас это настолько органично произошло, что правда похоже на dream team.

Фото Татьяны с командой. Толстовки напечатали специально для своей команды.

Самое классное и одновременно самое пугающее на Основном курсе ИКРЫ — это то очень широкое поле знаний, которые мы получаем. Ощущение, будто мы вспахиваем гектары территории, но делаем это не слишком глубоко.

Я достигатор с точки зрения образования, поэтому обязательно глубже погружусь во все креативные методологии, которые изучаю на Основном

Курс проходит просто на феноменальных скоростях, поспеть за которыми нужно ещё постараться. Мне, например, очень часто не хватало командной работы. Иногда в процессе обсуждения я чувствовала, что ещё минута, секунда, мгновение, — и на свет родится гениальная, совершенная идея. Но она не рождалась, потому что тайминг создавал свои собственные рамки.

При этом я понимаю, почему и зачем это происходило: теоретического материала было так много, что программа просто не могла включить в себя ещё и сотни часов практики ежедневно. Разумеется, это значит, что с таким интенсивом ты не можешь переварить абсолютно всё. Но я рада, что мне нужно будет время, чтобы потом вернуться к этому, переосмыслить и навсегда забрать с собой. Это будет дополнительная итерация: зашёл в Notion и ещё раз прожил курс. Разве может это не радовать?

Инновации = изобретение + ценность. Я верю в то, что инновации должны быть прикладными и связанными с моралью и этикой

Инновации для меня — это что-то такое глубинно хорошее. Просто по-настоящему хорошее. Про способность изменить мир, закрыв потребности и боли. Я верю в то, что в будущем инноваторы станут морально обязанными сделать мир лучше. Понятно, что любую инновацию можно придумать под неблагородные цели, но я вижу в индустрии только тех людей, которые на стороне добра. ИКРА абсолютно точно делает так, чтобы та самая мораль проросла в нас корнями. Кстати, наш итоговый проект очень подходит под эту философию: он был связан с натуральной, естественной красотой на фотографиях. Что это, если не мир новой этики и морали в лучшем смысле этого слова?

Я думала, что из-за моего плотного графика супруг выгонит меня из дома. Ан нет. Более того, мы давно не жили так весело, давно так всецело не поддерживали друг друга. Так что ИКРА даже отношения укрепляет

Я всё ещё остаюсь человеком, которому не стыдно мечтать. Я всегда хочу бесконечно многого. Например, я мечтаю сняться у Кристофера Нолана — чем не big dream? Пока я не знаю, как именно подобраться к этой задаче, но хотя бы посылаю запрос в космос — пусть летает, будет кружиться рядышком со мной. А теперь я ещё и умею приземлять любые креативные идеи, так что с этим в ближайшем будущем проблем не будет.

Ещё я хочу сделать своё интеллектуальное VR-шоу и уже вижу, как смогу применить полученные в ИКРЕ знания. Если говорить в общем, то я просто хочу постоянно придумывать. Хочу придать принципиально иное звучание очевидным идеям. Я пока не знаю, что именно это будет, но уверена: моя третья мечта точно лежит где-то там. В плоскости инноваций и креативного мышления.


Хотите учиться на реальных задачах от клиента и делать это в крутой команде?