Целеполагание перед обучением: как ставить цели?

В прошлый раз мы рассказывали про то, как ИКРА помогает переносить новые знания и навыки в работу через три последовательных этапа. Сегодня мы более подробно остановимся на первом – актуализации, и поделимся полезными методиками для определения своих целей на обучение. 

Вы когда-нибудь задумывались о том, почему вы записываетесь на очередной образовательный курс? Что вас побуждает направить своё время, внимание и энергию на обучение чему-то новому? Почему для вас это важно? И важно ли? 

Представьте, что вы – капитан корабля, который хочет добраться до берега.

Берег – это ваша конечная цель, а корабль – средство достижения этой цели. Согласитесь, без ориентира и направления вам будет очень сложно в безграничной водной глади разглядеть берег и доплыть до него. То же самое можно сказать и об обучении.

Понимание своей глубинной мотивации – это ваш маяк, освещающий путь к берегу.

Без осознания вашей личной мотивации вы не достигнете поставленных целей. Именно поэтому нужно начинать с поиска драйверов.

Как определить свою глубинную мотивацию?

Уточните свою цель с помощью нескольких последовательных вопросов «для чего мне это?”, и вы поймете свою глубинную мотивацию. 

Так, а что дальше?

Как только вы определили свою глубинную мотивацию, зафиксируйте три основных навыка, на развитие которых вам нужно обратить особое внимание. Далее запишите, каким должен быть результат обучения. Как вы поймете, что обучение прошло не зря? Что должно произойти? Для этого можете использовать коучинговую методику «Шкалирование». 

Шкалирование

Шкалирование – это фиксация на шкале (оси координат) того или иного состояния события, цели. С помощью коучинговых вопросов методика помогает человеку двигаться к его цели.

Для начала нарисуйте шкалу от 1 до 10 и назовите ее, исходя из поставленной цели на развитие навыка. Далее, выполняйте последовательно следующие шаги:

Шаг 1. Как бы выглядел результат на 10 из 10? 

Тут важно описать конкретный поведенческий индикатор. Например, если вы изначально поставили перед собой цель “научиться разговаривать на испанском языке”, то результат на 10 из 10 может быть описан следующим образом: “легко начинаю и поддерживаю диалог с носителем языка на самые разные темы”, вместо “свободно владею испанским языком”.

Шаг 2. Как бы вы обозначили на шкале ваш текущий результат? 

Постарайтесь ответить на этот вопрос предельно честно. Если вам сложно, можете попросить ближайший круг общения оценить вас по шкале, так вы получите объективную оценку своего навыка.

Шаг 3. Что необходимо сделать сейчас, чтобы перейти из пункта в пункт? 

Как только вы описали все поведенческие индикаторы на каждой точке шкалы, самое время определить “мостики” между ними: ваши действия, которые могут привести вас от одной точки к следующей.

Шаг 4. Как ты будешь двигаться к этой цели? 

На этом этапе вы можете составить план своего обучения и развития. Согласитесь, теперь вам будет проще выбирать книги, статьи или курсы, так как вы уже знаете, что вам необходимо сделать, чтобы достичь ожидаемого результата. 

Шаг 5. Что произойдет, когда вы достигнете 10?

Постарайтесь ясно представить в голове и подробно описать ваше состояние, когда вы достигнете десятки. Что вы будете чувствовать? Как изменится ваша жизнь? В моменты, когда вы будете терять мотивацию и энергию, вспомните про желаемое состояние. Оно будет выступать вашим внутренним драйвером.

Шаг 6. Насколько вы сейчас понимаете, как дальше будете действовать?

Еще раз свежим взглядом взгляните на шкалу. Понятно ли вам, какие действия вам необходимо совершить для своего развития? Уверены ли вы в выбранных методах и форматах обучения? Если затрудняетесь ответить, то вы всегда можете обратиться за помощью к знакомым, друзьям или профессионалам в этом вопросе. 

И самое главное, не забывайте, что процесс обучения и развития должен приносить удовольствие и вызывать здоровый интерес.

Ни в коем случае не заставляйте себя что-то делать, если вы пока не в ресурсе. Это нормально – иногда делать осознанные паузы на переосмысление себя и своих желаний.

С вами была Методическая лаборатория ИКРЫ

Автор текста – Роза Кириллова