«Правильного маркетолога видно издалека — у него в голове цифры, а у меня картинки и образы»

Как прийти на стажировку в PepsiCo и продать идею президенту компании, выучить английский язык за неделю и реализоваться в социальных проектах вместе с международной корпорацией. Рассказываем историю Валентина Андреева, выпускника Основного курса ИКРЫ.


«Было неинтересно — я скачивал картинки и раскладывал их по папкам»

Я родился в Волгограде, закончил московский РУДН и на четвертом курсе пошел на стажировку в компанию Mattel. Было неинтересно — я скачивал картинки и раскладывал их по папкам, на этом опыт в отделе маркетинга для меня заканчивался.

Дальше неожиданный поворот. Вместе с парой друзей мы открыли отель под Чемпионат Мира и неплохо на этом заработали. На эти деньги можно было прожить год, и я решил, что уделю это время стажировке, только более полезной.

Так я оказался в отделе коммерциализации инноваций PepsiCo. С этого момента стало интересно. Я запускал новые продукты на российский рынок, начиная с идеи и производства, заканчивая сезонным выводом этих продуктов из продажи. Из примечательного, например, Pepsi Vanilla с Тимати на этикетке или квас «Русский дар», его легендарная серия с третьяковской галереей.

«Давай посмотрим правде в глаза? Это не твоё место»

Это была интересная и энергичная работа, но не совсем подходящая для меня. В PepsiCo моя ответственность заключалась в том, чтобы маркетинг — придумал, supply chain — привез, производство — произвело, sales-менеджеры — продали, а продукт оказался на полке. Я начал задумываться о том, что хочу сам что-то создавать.

Спустя полгода произошла встреча с руководством. Тогда мой менеджер сказал: «Слушай, давай посмотрим правде в глаза? Это не твоё место. Чем ты вообще хочешь заниматься?». На тот момент я абсолютно не знал ответ на этот вопрос — сказал, что хочу создавать и развивать собственные продукты.

«Я ехал в метро и думал: так, в моем резюме написано, что я менял кучу этикеток. Может, подумать в эту сторону?»

Мне предложили попробовать себя в отделе Trade Marketing. Это когда продукт разрабатывается под определенного клиента — например, ту же Pepsi Vanilla поставляли только в Пятерочку и Перекресток. Там была прекрасная команда и больше свободы, но нужно было приехать на собеседование с идеей.

Опираясь на имеющийся опыт, я придумал концепцию интерактивных этикеток, при сканировании которых, попадаешь на карту с точками ближайших пунктов раздельного сбора отходов . Идея была отличная — экологичная и отвечающая целям бренда. К тому же я достаточно глубоко погружен в проблему переработки отходов, т.к. мой отец владеет мусороперерабатывающим заводом, а мачеха устанавливает и обслуживает контейнеры для сбора ПЭТ.

Написал презу, сверстал сайт, нарисовал этикетки. Вот такое качественное MVP я принёс, хотя термина такого еще не знал. Собеседующим меня людям идея понравилась, но они её почему-то не купили. Тогда бывшие коллеги, с которыми мы крепко подружились, порекомендовали пойти напрямую к Нилу Старроку, президенту PepsiCo в странах СНГ. Я засомневался, а потом подумал: почему бы и нет?

«Случилось чудо — я связался с ассистентом президента PepsiCo, и мне назначили встречу на следующую неделю»

Он англичанин, а я свой английский, который учил еще в школе и университете, благополучно забыл. Целую неделю я занимался с другом — как носитель языка он смог достаточно хорошо подтянуть мой уровень.

Мне выделили 15 минут. Уже на четвертом слайде Нил сказал «да, беру». Тогда он сказал фразу, которая мне очень сильно въелась в памяти — «where is the hook?» — то есть, в грубом переводе, «а что их зацепит?». Тем не менее, идею он купил. Началась серия встреч с менеджментом из разных отделов. И вот, я, стажер, продаю свою идею опытным людям, которые занимают высокие должности, и они ее тоже покупают.

Через несколько недель срок стажировки подходил к концу. К моему удивлению на постоянную работу меня не взяли. Коллега предложила закончить начатое, но на стажерских условиях со скромной зарплатой — у меня была бы команда, определенная свобода и возможность положить в портфолио сильный проект. Я подумывал уйти с концепцией интерактивных этикеток в Coca Cola, но все таки остался и реализовал её там же, в PepsiCo.

«Эти маргиналы говорили, что уже отправили заявку и чего-то ждут»

Вернёмся немного назад. Когда я понял, что хочу создавать что-то самостоятельно, появилась потребность развивать новые скилы. В этот период жизни я случайно оказался на вечеринке, где какие-то маргиналы обсуждали, как хотят попасть в ИКРУ. Они рассказали об Основном курсе и конкурсе на бесплатное обучение — я ничего не понял, но заинтересовался и решил тоже подать заявку. Первый этап прошел успешно, а второй пропустил.

Но через полгода пришел на день открытых дверей. Там выступал выпускник курса Андрей Митюшкин. Он тоже из Волгограда. Я рассказал ему о своем проекте «эко-этикеток», что мне не хватает навыков, что не хочется учится в академической среде, что хочется одновременно прикладных знаний и правильного менторства. Он поддержал меня, и я окончательно утвердился в решении идти учиться на Основной.

В ИКРЕ я понял, чем действительно хочу заниматься

Основной курс дает возможность попробовать себя в разных ролях и браться за любые задачи. Мне больше всего удавалось управлять, брать инициативу и делать так, чтобы ко мне прислушивались. 

Я понял, что мне нравится выступать, заниматься сторителлингом, искать инсайты, а еще — что стратег из меня не очень. Учитывая этот список интересов и скилов, продакт-менеджмент оказался подходящим карьерным треком. Разрабатывая продукт, ты занимаешься тем самым «созданием», а не «участием». С другой стороны, рядом всегда есть люди, которые в своей области компетентнее и могут этот продукт совершенствовать.

«ИКРА — это бассейн с крутыми людьми»

Возможно, самое важное, что было в ИКРЕ — это комьюнити. Несколько друзей прямо сейчас подумывают пойти на Основной курс. Когда они спрашивают совета, я всегда говорю одно и то же: «если ты хочешь научиться видеть, придумывать и окружить себя интересными людьми, тебе в ИКРУ».