«Правильного маркетолога видно издалека — у него в голове цифры, а у меня — картинки и образы»

Как прийти на стажировку в PepsiCo и продать идею президенту компании, выучить английский язык за неделю и реализоваться в социальных проектах вместе с международной корпорацией. Рассказываем историю Валентина Андреева, выпускника Основного курса ИКРЫ.


«Было неинтересно — я скачивал картинки и раскладывал их по папкам»

Я родился в Волгограде, закончил московский РУДН и на четвёртом курсе пошёл на стажировку в компанию Mattel. Было неинтересно — я скачивал картинки и раскладывал их по папкам, на этом опыт в отделе маркетинга для меня заканчивался.

Дальше неожиданный поворот. Вместе с парой друзей мы открыли отель под Чемпионат Мира и неплохо на этом заработали. На эти деньги можно было прожить год, и я решил, что уделю это время стажировке, только более полезной.

Так я оказался в отделе коммерциализации инноваций PepsiCo. С этого момента стало интересно. Я запускал новые продукты на российский рынок, начиная с идеи и производства и заканчивая сезонным выводом этих продуктов из продажи. Из примечательного, например, Pepsi Vanilla с Тимати на этикетке или квас «Русский дар», его легендарная серия с Третьяковской галереей.

«Давай посмотрим правде в глаза? Это не твоё место»

Это была интересная и энергичная работа, но не совсем подходящая для меня. В PepsiCo моя ответственность заключалась в том, чтобы маркетинг — придумал, supply chain — привёз, производство — произвело, sales-менеджеры — продали, а продукт оказался на полке. Я начал задумываться о том, что хочу сам что-то создавать.

Спустя полгода произошла встреча с руководством. Тогда мой менеджер сказал: «Слушай, давай посмотрим правде в глаза? Это не твоё место. Чем ты вообще хочешь заниматься?». На тот момент я абсолютно не знал ответа на этот вопрос — сказал, что хочу создавать и развивать собственные продукты.

«Я ехал в метро и думал: так, в моём резюме написано, что я менял кучу этикеток. Может, подумать в эту сторону?»

Мне предложили попробовать себя в отделе Trade Marketing. Это когда продукт разрабатывается под определённого клиента — например, ту же Pepsi Vanilla поставляли только в Пятёрочку и Перекрёсток. Там была прекрасная команда и больше свободы, но нужно было приехать на собеседование с идеей.

Опираясь на имеющийся опыт, я придумал концепцию интерактивных этикеток, при сканировании которых попадаешь на карту с точками ближайших пунктов раздельного сбора отходов. Идея была отличная — экологичная и отвечающая целям бренда. К тому же, я достаточно глубоко погружён в проблему переработки отходов, т. к. мой отец владеет мусороперерабатывающим заводом, а мачеха устанавливает и обслуживает контейнеры для сбора ПЭТ.

Написал презу, сверстал сайт, нарисовал этикетки. Вот такое качественное MVP я принёс, хотя термина такого ещё не знал. Собеседующим меня людям идея понравилась, но они её почему-то не купили. Тогда бывшие коллеги, с которыми мы крепко подружились, порекомендовали пойти напрямую к Нилу Старроку — президенту PepsiCo в странах СНГ. Я засомневался, а потом подумал: почему бы и нет?

«Случилось чудо — я связался с ассистентом президента PepsiCo, и мне назначили встречу на следующую неделю»

Он англичанин, а я свой английский, который учил ещё в школе и университете, благополучно забыл. Целую неделю я занимался с другом — как носитель языка, он смог достаточно хорошо подтянуть мой уровень.

Мне выделили 15 минут. Уже на четвёртом слайде Нил сказал: «Да, беру». Тогда он сказал фразу, которая мне очень сильно въелась в память: «Where is the hook?», — то есть, в грубом переводе: «А что их зацепит?». Тем не менее идею он купил. Началась серия встреч с менеджментом разных отделов. И вот я, стажёр, продаю свою идею опытным людям, которые занимают высокие должности, а они её тоже покупают.

Через несколько недель срок стажировки подходил к концу. К моему удивлению, на постоянную работу меня не взяли. Коллега предложила закончить начатое, но на стажёрских условиях со скромной зарплатой — у меня была бы команда, определённая свобода и возможность положить в портфолио сильный проект. Я подумывал уйти с концепцией интерактивных этикеток в Coca-Cola, но всё-таки остался и реализовал её там же, в PepsiCo.

«Эти маргиналы говорили, что уже отправили заявку и чего-то ждут»

Вернёмся немного назад. Когда я понял, что хочу создавать что-то самостоятельно, появилась потребность развивать новые скиллы. В этот период жизни я случайно оказался на вечеринке, где какие-то маргиналы обсуждали, как хотят попасть в ИКРУ. Они рассказали об Основном курсе и конкурсе на бесплатное обучение — я ничего не понял, но заинтересовался и решил тоже подать заявку. Первый этап прошёл успешно, а второй пропустил.

Но через полгода пришёл на день открытых дверей. Там выступал выпускник курса Андрей Митюшкин. Он тоже из Волгограда. Я рассказал ему о своём проекте «эко-этикеток», что мне не хватает навыков, что не хочется учиться в академической среде, что хочется одновременно и прикладных знаний, и правильного менторства. Он поддержал меня, и я окончательно утвердился в решении идти учиться на Основной.

«В ИКРЕ я понял, чем действительно хочу заниматься»

Основной курс даёт возможность попробовать себя в разных ролях и браться за любые задачи. Мне лучше всего удавалось управлять, брать инициативу и делать так, чтобы ко мне прислушивались. 

Я понял, что мне нравится выступать, заниматься сторителлингом, искать инсайты, а ещё — что стратег из меня не очень. Учитывая этот список интересов и скиллов, продакт-менеджмент оказался подходящим карьерным треком. Разрабатывая продукт, ты занимаешься тем самым «созданием», а не «участием». С другой стороны, рядом всегда есть люди, которые в своей области компетентнее и могут этот продукт совершенствовать.

«ИКРА — это бассейн с крутыми людьми»

Возможно, самое важное, что было в ИКРЕ — это комьюнити. Несколько друзей прямо сейчас подумывают пойти на Основной курс. Когда они спрашивают совета, я всегда говорю одно и то же: «Если ты хочешь научиться видеть, придумывать и окружить себя интересными людьми — тебе в ИКРУ»