Кейс

Инновацион­ная среда в школьном образовании

Клиент
Павловская гимназия
Период
2016 год — настоящее время

Павловская гимназия — это частная школа, а точнее, многопрофильный образовательный комплекс для детей от 2,5 до 18 лет. В гимназии сочетаются возможности пяти школ: общеобразовательной, языковой, спортивной, музыкальной и художественно-эстетической. Комплекс работает уже 10 лет, и его миссия — воспитывать современных, всесторонне развитых, активных молодых людей, которые готовы менять к лучшему жизнь в своей стране.

Ученики гимназии успешно участвуют в предметных олимпиадах, творческих конкурсах и спортивных соревнованиях как в России, так и за рубежом.

Ученики гимназии успешно участвуют в предметных олимпиадах, творческих конкурсах и спортивных соревнованиях как в России, так и за рубежом.

Павловская гимназия серьезно подходит к развитию своих учеников, воспитывая в том числе осознанность в выборе будущей профессии. Программа для старшеклассников «PRO-Университет» помогает учащимся определиться с интересами, знакомит с навыками будущего, трендами цифровой экономики, учит строить индивидуальный образовательный маршрут — в рамках этой программы и началось сотрудничество с ИКРОЙ.

Начало сотрудни­че­ства

В 2016 году Павловская гимназия искала партнеров по профориентационным программам для гимназистов и развитию навыков XXI века.

Поиски привели нас в сторону креативных индустрий, потому что там происходило всё самое интересное. О Школе ИКРА много говорили: там лучше всего учат креативному мышлению. Мы с Василием Лебедевым решили сделать воркшоп для старшеклассников. Потом лекцию. Потом интенсив. Ещё один и ещё один. Потом деловую игру. Потом воркшоп для учителей. И сейчас мы готовимся к новому учебному году.

Людмила Бурашова,
заместитель директора
по коммуникациям,
Павловская гимназия

Мы встретились с Павловской гимназией в тот момент, когда осознали, что наши навыки в области креатива, коммуникации, мягких компетенций можно применять в других сферах. И школа — это, конечно, мечта для такого эксперимента. Обычно школа не учит работать в команде, коммуницировать, придумывать, оценивать, выступать. Отдельные талантливые преподаватели, увлеченные родители — да, но не система в целом. И мы поставили задачу — менять привычную школу радикально: перепридумать занятия и привычные роли учителя, ученика, родителя. Создавать инновационную систему в рамках школьного образования.

Василий Лебедев,
основатель и генеральный
директор, Школа ИКРА

Оказаться в среде, где все жаждут изменений и почва подготовлена ко всему новому, — подарок. С одной стороны. А с другой — вызов: дети в гимназии — сильные личности, они и их родители очень требовательны к контенту. К началу занятий дети уже были «прокачанные», с ними нельзя было просто «поиграть в творчество» — им требовались конкретные креативные методики, они хотели понимать, как всё это применять на практике.

Зачем школе инновации?

Сейчас частные гимназии и школы борются за внимание родителей. Основная программа в таких школах сильна по умолчанию. И место для конкуренции — в области дополнительного развития ребенка.

Среда

Школа прев­ра­щается из среды обра­зова­тельной в инновационно-образовательную

ИКРА использует креативные методологии для создания инноваций — нестандартных, ломающих шаблоны решений. Используя такие решения регулярно, можно создавать инновационную среду — систему, при которой компания (в нашем случае — школа) стабильно растёт и развивается.

Роли

Участники инновационной системы видят себя и свои за­дачи по-новому

Это уже не просто ученики, учителя и родители. Это креаторы, креативные директора, покупатели и пользователи креативного продукта. Это не система, где одни передают знания другим, — в этой конструкции стороны совместно придумывают образовательный процесс, вовлечены в него, активны.

В инновационной среде все участники образовательного процесса — и дети, и учителя, и родители — по-новому понимают свои роли: чаще проявляют активность и инициативу, демонстрируют креативное и критическое мышление, меняют своё отношение к командной работе.

Что делали

Первый воркшоп мы провели в 2016 году с учениками 9–11 классов. Выбрали нейтральную тему, понятную подросткам, — разрабатывали концепции мероприятий. Дети познакомились с понятиями «большая идея» и «инсайт», работали с креативными методиками, учились становиться на место пользователей, презентовать проект.

Воркшоп прошел успешно: ученики вдохновились и прониклись созданием идей, а кураторы ИКРЫ увидели, как проходит групповой креативный процесс: как участники генерируют, оценивают, презентуют идеи, как работают в парах, в командах, как договариваются. Наши наблюдения легли в основу креативного ассессмента, и мы разработали типовые рекомендации для будущих воркшопов.

Мы стали проводить регулярные программы по изучению креативных методик и использованию их на практике. Анализируя каждую сессию, мы дорабатываем рекомендации, предлагаем новые варианты для групповой креативной работы — не только для учеников, но и для учителей и родителей.

Программы

Воркшоп «ИКРА-ИГРА»

Трёхдневный воркшоп для старшеклассников, проводим третий год подряд
Учащиеся старших классов разбиваются на команды — «креативные агентства» — и борются за победу в тендере. В первый день они работают над учебными брифами трёх видов: рекламные кампании, интерактивные сервисы и цифровые продукты. В третий — над брифами реальных клиентов, получая обратную связь от представителей этих компаний. В 2017 году это был Ростелеком, в 2018 — Яндекс.Еда, в 2019 — Сбербанк.Спасибо и Яндекс.Такси.

А что же происходит во второй день?
Ребята тренируют то, что позволит им успешно выполнять рабочие задачи: на интерактивных лекциях и воркшопах развивают навыки креативного и критического мышления, командной работы, учатся питчингу, прототипированию, «прокачивают» знания о современных технологиях, пробуют организовать работу в стрессовой конкурентной среде и пр. В итоге каждый ученик заполняет карту собственных компетенций и обсуждает ее с командой: сильные стороны участников и зоны развития.

У каждой команды — куратор от ИКРЫ. На эту ответственную роль мы подбираем людей, которые сочетают в себе три качества:
— имеют огромную профессиональную экспертизу (маркетинговые, стратегические, креативные и управляющие директора агентств и компаний),
— способны вдохновить философией изобретательства,
— умеют говорить с учениками на одном языке.

«ИКРА-ИГРА» 2019, или как школьники решают задачи реального бизнеса

Год: 2017, 2018, 2019 (каждый сентябрь)
Участники: ученики 9–11-х классов (ежегодно 50–70 человек)
Длительность: 3 дня
Кураторы: Данил Морозенко, Марина Норина, Михаил Шишкин, Иван Дьяченко, Василий Лебедев, Герман Кухтенков, Соня Смыслова, Александр Алхименков, Илья Мензелеев, Эльдар Джафаров, Сергей Илюхин, Денис Мосин, Елена Огородникова, Олеся Ясенова, Кристина Гегелия

Курс «Мастерство презентаций»

Недельный курс для десятиклассников — проводим третий год подряд
На курсе по мастерству презентаций ученики 10-х классов учатся формулировать мысли, продумывать драматургию рассказа, подбирать правильные визуальные образы для подкрепления идей и защищать свои проекты — с помощью основ актёрского мастерства и ораторского искусства.

Кроме прочего, курс помогает ребятам исследовать себя. Работая над презентациями, дети понимают, чем хотят заниматься, что удается — формулировать, подбирать визуальные образы, выступать перед аудиторией и пр., а над чем ещё нужно работать. Цель программы заключается в преодолении себя через тренировку hard skills (оформление презентации) и soft skills (работа в команде).
Десятиклассники учатся искусству презентации у кураторов Школы креативного мышления ИКРА
Десятиклассники учатся искусству презентации у кураторов Школы креативного мышления ИКРА
Год: 2017, 2018, 2019 (проводим каждый октябрь)
Участники: 10-е классы
Длительность: неделя
Кураторы: Дмитрий Мысков, Эльдар Джафаров, Дмитрий Рафальский, Михаил Шишкин, Марина Норина, Сергей Илюхин, Анна Ершанская, Василий Лебедев

А также:

Воркшоп «Придумай своё мероприятие»

Большие идеи для старшеклассников
Кураторы совместно с учениками 9–11-х классов разработали мероприятие для продвижения fashion-брендов, автомобилей и музыкальных групп. Дети использовали методики Сustomer Journey Map, формулировали большие идеи, рисовали прототипы, формулировали инсайты пользователей.
Год: 2016
Длительность: два дня
Участники: 40 учеников 9–11-х классов
Кураторы: Дмитрий Рафальский, Эльдар Джафаров, Денис Мосин, Василий Лебедев

Программа «Дизайн-мышление в бизнесе»

Двухнедельный марафон для учеников старших классов
С помощью методологии «Дизайн-мышление» ученики придумывали собственные стартапы и сервисы. В рамках этой программы они изучали пользователей, проводили этнографическое мини-исследование, на основе чего разработали визуальные прототипы и защитили проекты.
Десятиклассники учатся искусству презентации у кураторов Школы креативного мышления ИКРА
Год: 2017
Длительность: 18 часов — трёхчасовые воркшопы три-четыре раза в неделю (всего две недели)
Участники: 20 человек
Кураторы: Герман Кухтенков, Михаил Шишкин

Воркшоп для преподавателей «Перепридумаем день открытых дверей»

Работники гимназии изучают мягкие компетенции
Это был первый воркшоп, который ИКРА проводила для преподавателей гимназии. Вместе с кураторами они перепредумывали день открытых дверей: решали, как сделать это мероприятие таким, чтобы оно запомнилось, было максимально полезным для школы, будущих учеников и их родителей.

Важно было убрать барьер перед придумыванием нового в образовательном процессе. Участники учились системно использовать мягкие компетенции: креативное и критическое мышление, — «прокачивали» коммуникацию и командную работу.

После этого интенсива кураторы ИКРЫ провели ещё несколько воркшопов и воркаутов, где преподаватели разработали креативные механики для мероприятия — празднования десятилетия гимназии.

Стратегическая сессия для старшеклассников

Как за четыре часа мотивировать школьников учиться
Проблема: среди учеников 10-х классов угасает мотивация учиться, в классе сложные отношения, нет ощущения единства. Кураторы ИКРЫ провели стратегическую сессию, на которой совместно с учениками создали манифест и определили мероприятия, которые могли бы объединить класс. Размышляя вслух в кругу одноклассников, ребята сами пришли к выводу: «У нас есть год-полтора, чтобы побыть со своими школьными друзьями. Давайте не будем тратить время на раздоры». Некоторые ребята после сессии осознали, что хотят заниматься не тем, что предлагают родители, и осмелились сказать им об этом.
Год: 2019
Участники: ученики 10-х классов
Длительность: 4 часа
Кураторы: Василий Лебедев, Анна Ершанская

Стратегическая сессия для сотрудников

Работники гимназии строят планы
Администрация школы, методический совет и преподаватели в результате командной работы сформулировали ценности, роль и характер бренда гимназии. На основании исследований составили подробный годовой план проектов с фокусировкой на ценности гимназии — интересы ребенка, системность и экспертность (и запустили проекты в этом же году!).
Год: 2019
Участники: администрация, методический совет, ключевой преподавательский состав
Длительность: 7 часов
Кураторы: Василий Лебедев, Данил Морозенко, Сергей Илюхин

Результаты

  • Работа с Павловской гимназией — это наш первый опыт системной интеграции креативных процессов в образовательные модели. Для нас важно вовлекать в этот процесс не только детей, но также учителей и родителей. Ведь инновационная среда работает тогда, когда все участники заинтересованы в развитии:
  • — преподаватели могут самостоятельно придумывать и «продавать» интересную программу, используя разработанный специально для них инструментарий — шаблоны, схемы, карту эмпатии, инсайты, «Школьный конструктор опыта»;
  • — ученики развивают «мягкие компетенции»: учатся решать нестандартные задачи и предлагать изобретательные решения, мыслить критически, оценивать работу, выступать.

Что говорят ученики

«Мне ещё никто не давал такую обратную связь, как Василий Лебедев! Понял, что мои идеи чего-то стоят»
«Мне очень понравился оптимизм преподавателей ИКРЫ и способы, которыми они знакомили нас с креативными методиками»
«Самым полезным оказалось погружение в атмосферу настоящей работы рекламной кампании. Этот опыт помог определиться с будущей профессией»
«Теперь начну прислушиваться к другим, перестану критиковать»
«Понял, чем хочу заниматься. Лекции крутые. Особенно про критическое мышление»
«Впервые получил удовольствие от своего выступления»

Миф о том, что креативность — удел избранных, развеян. Генерить новое можно и нужно учиться с помощью методик, которые ИКРА любовно и педантично отобрала в свои учебные программы. Нашим ребятам очень нравится работать с менторами из ИКРЫ — ведь это практики и суперпрофи рынка. Им нравится разрабатывать кейсы и прокачивать свои навыки, понимать, как устроена жизнь их любимых брендов, гаджетов и сервисов. И конечно, занятия с ИКРОЙ — это не только и не столько про рекламу, сколько про умение осознанно и увлеченно создавать новое, презентовать свои идеи и не бояться.

Людмила Бурашова,
заместитель директора
по коммуникациям,
Павловская гимназия

Для нас сотрудничество с Павловской гимназией — кейс выдающийся. Этот синтез образовательных индустрий и инновационной практики доказывает, что даже такую консервативную область, как образование, можно менять.

Работая со школами, мы иногда встречаем сопротивление со стороны учителей: кто-то считает, что нужно подготовить детей к ЕГЭ, а всё остальное неважно. Но гораздо больше тех, кто хочет готовить к жизни, понимая, что экзамены не самое главное. Бывает, наши клиенты рады идеям, но откладывают их воплощение в долгий ящик. В Павловской гимназии всё ровным счётом наоборот.

Мы сотрудничаем почти четыре года и реализуем всё больше проектов, воркаутов, воркшопов, готовим преподавателей, разрабатываем программы. Мы предлагаем новый инструментарий, отвечаем на вопросы, проводим стратсессии, экспериментальные лаборатории, а школа активно этот инструментарий использует.

Василий Лебедев,
основатель и генеральный
директор, Школа ИКРА
за 4 года
  • 15 воркшопов
  • 4 игры
  • 7 занятий для педагогов